суббота, 2 февраля 2013 г.

практическая работа 7 класс по насекомым

ЦЕЛИ УРОКА:рассмотреть основные признаки животных и их отличия от растений. Показать многообразие животных. Охарактеризовать специфику подцарства Одноклеточных. Расширение знаний о многообразии живых организмов. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.ТИП УРОКА: объяснение нового материала.ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии, рисунки, чучела и другие коллекционные экземпляры различных животных; таблицы, отражающие систему царства животных; культуры амеб, инфузорий или иных одноклеточных животных.ПЛАН УРОКА:ХОД УРОКАОрганизационный моментНА ДОСКЕ:Число, месяц.Тема: «Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные».Изучение нового материалаХарактеристику основных признаков животных логично выстроить как их сопоставление с растениями. Ключевые отличия животных проявляются в их подвижности, гетеротрофном питании, особенностях строения клеток, характере роста и развития, внешней симметрии тела.Важно показать процветание царства Животных, которое характеризуется повсеместным их распространением и систематическим разнообразием, значительно превосходящим все другие царства. Отметить, что зоологам известно порядка 2Pмлн видов животных, т.Pе. во много раз больше, чем видовое разнообразие всех остальных царств вместе взятых. Количество типов, классов и других систематических единиц также значительно больше, чем в остальных царствах, что следует подчеркнуть иллюстрациями и коллекциями разнообразных животных. При всем очевидном их различии, учитель предлагает учащимся найти некоторые сходные черты (клеточное строение, способность к размножению, росту и развитию, обмену веществ). Весьма информативная схема на с. 93 учебника, она может быть использована для узнавания вместе с классом изображенных животных (сверху вниз): жук-плавунец (класс Насекомых), представитель отряда Грызунов рыжая полевка (от мышей ее отличают маленькие глазки, короткие уши и хвост), осьминог (тип Моллюсков), белая акула (класс Хрящевых рыб), майский жук (класс Насекомых), ядовитая змея гадюка (отряд Чешуйчатые, класс Рептилий; от ужа ее отличает темная «шахматная» окраска и отсутствие двух желтых или оранжевых пятен по бокам головы), заяц (класс Млекопитающих), схема кровеносной системы виноградной улитки (тип Моллюсков), скелет лягушки (класс Земноводных), схема кровеносной системы костных рыб (в отличие от акул у них не 5, а 4 жаберных щели и столько же жаберных артерий), скелет голубя (класс Птицы), медуза (тип Кишечнополостных), морская звезда (тип Иглокожих), орангутан (отряд Приматов, класс Млекопитающих), бабочка-ленточница (класс Насекомых).Пояснение. Характеризуя различия в строении растительной и животной клеток следует подчеркнуть, что клеточные оболочки имеются у каждой из них, но у животных они тонкие и проницаемые для межклеточного обмена веществ, а у растений стенки клеток состоят из прочной целлюлозы.Упоминая симметрию тела, как один из признаков животных, можно задать учащимся вопрос: «Характерна ли симметрия и для всех внутренних органов всех видов животных?». Ожидаемый отрицательный ответ: асимметричное положение сердца человека в левой части груди.К подцарству Одноклеточных относятся 3 типа, которые в ряде учебников рассматриваются как общий тип простейших. Более того, в некоторых системах одноклеточные животные и растения (водоросли) объединены в отдельное царство Протистов. Составляя поурочные планы, учитель может включить в первый урок, посвященный животным, краткую характеристику всех трех типов простейших, отметив их отличительные особенности (например, неспособность паразитических споровиков самостоятельно жить вне организмов хозяев) и практическое значение.Важно подчеркнуть, что единственная клетка простейших функционирует как целостный самостоятельный организм, прежде всего благодаря наличию специализированных органов движения: псевдоподий, жгутиков, ресничек. Полезно отметить способность простейших через образование цист весьма длительное время переживать неблагоприятные условия жизни. Заслуживают особого упоминания исключения из гетеротрофного питания, свойственного абсолютному большинству животных,PЂЂЂ способность синтезировать биомассу органических веществ, т.Pе. питаться автотрофно, некоторых видов класса жгутиковых (эвглена зеленая, вольвокс). Простейшие обычно размножаются простым делением, т.Pе. бесполым путем, но в неблагоприятных условиях они способны и к половому размножению через слияние и последующее деление взрослых особей.Рассматривая значение простейших, следует упомянуть не только опасные для человека и других животных паразитические формы (дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, трипаносома, лямблии), но и их положительную роль в водных экосистемах в качестве обильного корма для множества других животных, например, мальков рыб.Закрепление изученного материалаВместе с учениками вернуться к рассмотрению схемы на с. 93 и основных отличительных признаков животных.Домашнее заданиеВыполнить задание (назвать трех представителей простейших и их органоиды), предложенное на верхнем рисунке на с. 101. Заполнить соответствующую таблицу, кратко характеризуя особенности процесса жизнедеятельности каждого типа простейших. ЦЕЛИ УРОКА:закрепление знаний о строении и особенностях жизнедеятельности одноклеточных животных. В соответствии с методическими указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» рассмотреть под микроскопом живую культуру простейших, отыскать экземпляры инфузории туфельки, зарисовать ее и обозначить составные части. При отсутствии живой культуры можно воспользоваться иллюстрациями и таблицами. Продолжить формирование умения работать с микроскопом и живыми объектами.ТИП УРОКА: закрепление знаний.ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, живые культуры простейших, чашки Петри и другое оборудование, необходимая оптика.ПЛАН УРОКА:ХОД УРОКАОрганизационный моментНА ДОСКЕ:Число, месяц.Тема: «Строение инфузории Туфельки». Лабораторная работа.Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки».Ход работы.1.PРассмотреть внешний вид и внутреннее строение инфузории.2.PЗарисовать инфузорию и обозначить названия ее органов (большое и малое ядро, сократительная вакуоль, глотка, пищеварительная вакуоль, рот, оболочка, цитоплазма, порошица, реснички).3.PПодвести итог работе, охарактеризовав особенности строения и функционирования инфузории туфельки.Дополнение. Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т.Pк. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия ЂЂЂ на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.Домашнее заданиеПовторить материал двух последних уроков, подготовиться к проверочной работе по теме «Простейшие». ЦЕЛИ УРОКА:закрепление и оценка знаний учащихся по материалам темы «Простейшие животные».ТИП УРОКА: закрепление знаний.ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.ПЛАН УРОКА:ХОД УРОКАОрганизационный моментНА ДОСКЕ:Число, месяц.Тема: «Простейшие». Проверочная работа.Проверочная работа «Простейшие»Учащиеся выполняют тестовые задания в соответствии с пояснениями учителя. Правильные ответы выделены курсивом.Тестовые задания.1.PКто открыл мир простейших животных?А. ЛевенгукБ. АристотельВ. ЛамаркГ. Линней2.PВыберите правильные суждения:A. Простейшие животные состоят только из одной клеткиБ. В колониях простейших имеются отличные от других специализированные клеткиB. Все простейшие питаются только готовыми органическими веществамиГ. Неблагоприятные условия простейшие переносят, превращаясь в цисту3.PПростейшие могут обитать:А. В водеБ. В почвеВ. В живых организмахГ. Во всех перечисленных средах4.PКоличество видов простейших, известное к настоящему времени:А. Менее 1Pтыс.Б. Около 7Pтыс.В. Около 70Pтыс.Г. Около 700Pтыс.5.PКорненожки передвигаются с помощью:А. Парных ножекБ. ЛожноножекВ. РесничекГ. Корней6.PЛожноножки представляют собой:А. Скелетные образованияБ. Выпячивания цитоплазмыВ. Многоклеточные отросткиГ. Жгутики7.PНаружный или внутренний минеральный скелет имеют:А. Только корненожкиБ. Только радиолярииВ. Корненожки и радиолярииГ. Все простейшие8.PМинеральный скелет простейших не обеспечивает:А. Поддержание формы телаБ. Увеличение поверхности телаВ. Защиту организмаГ. Запасание питательных веществ9.PВ период неблагоприятных условий простейшие:А. Усиленно питаютсяБ. Интенсивно размножаютсяВ. Превращаются в цистуГ. Ведут обычный образ жизни10.PВсе виды жгутиконосцев перемещаются с помощью:А. Одного подвижного жгутикаБ. Двух подвижных жгутиковВ. Разного количества жгутиковГ. Множества ресничек11.PВсе виды жгутиконосцев питаются:А. Как растения, т.Pе. только фотосинтезом с помощью хлорофиллаБ. Как животные, т.Pе. только готовым органическим веществомВ. На свету ЂЂЂ как растения, а в темноте ЂЂЂ как животныеГ. Разным видам жгутиконосцев свойственны разные способы питания: растительного, животного или смешанного12.PК кишечным паразитам животных и человека относятся:A. Инфузория туфелькаБ. Трихомонада, лямблия и дезинтерийная

III четверть / Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий